КОГДА ТРЭШ ПОКОРИЛ МИР материал из журнала Metal Hammer за июль 2021 (иностранная пресса печатается на месяц вперед) 1 Тридцать лет назад ведущие трэш-команды, наступив на горло собственной гордости, отправились в тур «Битва титанов»: эпичное турне, которое выведет их музыкальную сцену на небывалый мировой уровень… К концу 80-х четыре группы стали королями процветающей трэш-сцены: Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax. И пусть они еще не назывались «Большой четверкой», каждая группа выпустила эпохальный альбом, продемонстрировав огромный потенциал жанра. Но Metallica быстро вырвались в лидеры, когда их альбом «And Justice For All» (1988) попал в первую десятку американского хит-парада Billboard 200. «Ребята из Metallica были недосягаемы – им ничего ни от кого не было нужно. Они выбрали свою дорогу; я думаю, они решили для себя, что с трэшем для них покончено, и ставили себе более высокие цели», – говорит гитарист Slayer Керри Кинг. Однако коллеги Metallica не собирались упускать возможность добиться успеха. Был разработан план: отправить Slayer и Megadeth в совместное турне, где они смогут выйти на стадионный уровень Metallica. Совместные концерты не были чем-то новым. За десять лет до этого прошел тур Metal for Muthas – Motorhead, Samson и Saxon выступали в разные дни, а на разогреве у них играли молодые группы . Тот тур помог популяризовать НВБХМ, из которой фактически и родился трэш. Но «Битва титанов» была чем-то совершенно другим: союзом лучших представителей, которые сообща могли добиться большего, нежели в одиночку. Перед вами история о том, как «Битва титанов» устроила революцию в гастрольном мире, выведя трэш в высшую лигу и укрепив концепцию «Большой четверки». Всё началось в Европе. Совместный тур Slayer и Megadeth был организован для того, чтобы преодолеть огромную пропасть, существовавшую между залами на 2-5 тысяч зрителей и крупными аренами (вместимостью 16 000 человек). Были проблемы с логистикой: объединить двух лидеров трэшевого движения оказалось тяжелой задачей, и приходилось уладить все детали, чтобы убедиться, что обе группы достойно и в равной степени представлены на афише. Началась битва… Джон Джексон (основатель концертного агентства K2): У нас уже был тур, который одобрил менеджер Slayer, Рик Сейлс. Приблизительно в то же время парни из Megadeth тоже искали, с кем поехать, поэтому я подумал: «А разве будет не здорово, если мы их объединим?» На первый взгляд, затея не гарантировала успеха, но это была одна из причин, почему мы устроили этот тур – мы считали, что вместе эти группы могут добиться большего успеха, нежели в одиночку. Дэвид Эллефсон (Megadeth): Мы считали, что, если Megadeth поедут в тур со Slayer – а позже и Anthrax – то сможем достичь такого же успеха, что и Metallica. К тому времени мы уже не раз работали вместе – Керри даже в самом начале успел поиграть в Megadeth. Керри Кинг (Slayer): Играть с Megadeth было круто! Я согласился лишь потому, что дико котировал Мастейна – я видел, как он играл с Metallica, когда они еще были группой из Южной Калифорнии. Я охренел, когда увидел, как Масти на сцене нарезает соляк, а сам даже не смотрит на гитару. Я отыграл с Megadeth первые пять концертов, и было здорово; предложение Дэйва я счел за честь. Джон Джексон: Мы придумали название «Битва титанов», потому что, во-первых, классно звучит, а во-вторых, это и есть самая настоящая битва! Дэвид Эллефсон: Это было совместное усилие, где нужно было наступить на горло собственной гордости и сплотиться. Вот это, возможно, была самая мощная битва титанов – не с внешним миром, а друг с другом! Кто закрывает шоу, кому сколько времени дают на выступление… эти вопросы обсуждались и превратились в нешуточные переговоры за кулисами. В Европе порядок выступающих был утвержден: Slayer закрывали, а Megadeth выступали третьими, и я до сих пор считаю, что это ЛУЧШИЙ вариант, поскольку у фанатов еще куча энергии, и от пива еще не так срубает! Керри Кинг: Я бы ВСЕГДА предпочитал закрывать шоу. Плевать, кто играет перед нами – мы их все равно уделаем. * * * * * «Битва титанов» началась в Бельгии 22 сентября 1990 года. И вскоре стала самым горячим событием, и город за городом скупали все билеты. Ребята вихрем пронеслись по Швейцарии, Италии, Испании, Нидерландам, Франции, Германии, Швеции, Дании и Великобритании. Компанию Slayer и Megadeth составили ровесники из района залива Сан-Франциско, группа Testament, и лос-анджелесские кроссоверщики Suicidal Tendencies, представлявшие новую поросль трэша. Жанр переживал коммерческий и критический пик, и каждая из групп только что выпустила – либо собиралась выпустить – переломные для их карьеры пластинки. Дэвид Эллефсон: Slayer собирались выпустить «Seasons In The Abyss», а мы работали над «Rust In Peace». Гастроли вывели нас на арены, поэтому событие, знаешь ли, было большое. Testament выпустили «Souls of Black», и хеви-метал переживал особенное время. Керри Кинг: НЕВОЗМОЖНО собрать две группы вместе, не говоря уже о четырех. Коллективы, выпустившие мощные успешные альбомы, не гастролируют вместе, а тут у нас четверо и четыре жирнейших альбома. Suicidal выпустили «Lights, Camera…» охренительная пластинка! Чак Билли (Testament): «Битва титанов» стала для нас большой возможностью – появился шанс отыграть несколько настоящих шоу в таких местах, в которые мы могли бы заехать только в рамках фестиваля. Мы никогда не выступали на таких больших аренах. Вскоре мы поняли, что надо выпустить новую пластинку, чтобы поехать в тур. Круто – погнали в студию, выпьем пивка и слабаем несколько песен! Дэвид Эллефсон: Мы с Масти с первых дней считали Megadeth стадионной группой – не стоит забывать, что поначалу была такая концепция до того, а потом стало реальностью. Помню, сидел в квартире на Сайкамор-авеню в Голливуде, и мы все это обсуждали, вплоть до имен – как нам быть в группе, где два Дэйва? Тогда у нас было только видение, на базе которого и появилась группа. Чак Билли: После тура мы смогли выступить в Европе в качестве хедлайнеров. Мы долго и упорно четыре года трудились над нашей музыкой и реально хотели доказать, что чего-то стоим – а именно, роли хедлайнеров. Остальные ребята были классными и приземленными, поэтому все мы могли выйти на сцену и дать жару! * * * * * Однако без происшествий не обошлось. В то время мы спрашивали фронтмена Suicidal Tendencies Майка Мьюира, как идут дела. «С ребятами из Slayer у нас никаких проблем пока не было, они классные. То же самое касается и их техников» – сказал он. А Megadeth? «Мы их не видим, и я этому очень рад», – ответил Майк. Помимо всего прочего, два Дэйва из Megadeth только-только завязали с наркотой. Чак Билли: За пару лет до этого мы гастролировали с Megadeth, и Дэйв Мастейн курил, бухал и все в таком духе, поэтому в том же 91-м ребята были совершенно другие – Мастейн нам постоянно запрещал курить в здании! А мы были молодые, горячие, и отвечали ему: «Чувак, ну это твои проблемы, а не наши», но им было, наверное, тяжеловато. Мы были совсем «зеленые», поэтому не отдавали себе отчета в том, что стоит на кону. Керри Кинг: Много лет уже прошло, но мы с Дэйвом Мастейном можем быть в контрах десятки лет, а потом совершенно нормально общаться, и опять это может длиться десятилетия. В то время я с Масти как раз был в контрах, но мы справились. Забавно все это – когда мы давали концерты «Большой четверки» в 2010-х, он меня отвел в сторонку и сказал: «А знаешь, мы ведь с тобой единственные, кто играл в двух группах из “Большой четверки”». Но во времена «Битвы титанов» обе наши группы находились на пике, поэтому мы не собирались друг другу уступать, от чего каждое выступление стало еще более особенным для фанатов. Дэвид Эллефсон: Поскольку мы были в завязке, мы не могли зависать и отрываться с остальными ребятами. Наш менеджер Рон Лаффити здорово нам в этом помогал. Его иконой был Пэт Райли из «Лейкерс», поэтому он хотел командной игры и сосредоточиться на том, чтобы направить талант в нужное русло. Мы маршировали с ним в одном направлении. Он фактически собрал нас по кусочкам, помог протрезветь и организовал нам встречи с группой, и собрания, где мы находились трезвые… делал все, чтобы помогать нам и направить на путь истинный. Чак Билли: Безусловно, мы сталкивались лбами – особенно Керри и Дэйв Мастейн, да и я с Мастейном… Дэйв Мастейн с Дэйвом Мастейном… ха-ха! Но в конечном итоге мы провели потрясающий тур. * * * * * Какими бы ни были межличностные конфликты, «величие» было, безусловно, достигнуто. Первый этап «Битвы титанов» закончился невероятным шоу на стадионе «Уэмбли» 14 октября 1990 года – Slayer использовали кадры в своем клипе на песню “War Ensemble”. Но группы не могли почивать на лаврах, и довольно скоро последовало продолжение. Anthrax взяли в качестве третьего хедлайнера, и группы решили каждый вечер чередовать выход на сцену. Разогревом всегда была темная лошадка: Alice In Chains. Скотт Ян (Anthrax): Наша пластинка стала «золотой» в Штатах, и мы сидели в гримерной, выступая с нашими кумирами, Iron Maiden. Но поступило предложение поехать и сыграть на тех же самых аренах всего лишь пару месяцев спустя. Наша реакция? «А на кой черт нам все это надо? Мы и сами в состоянии собрать арены», поэтому поначалу мы отказались. Но когда сошли со сцены в тот вечер, пришел еще один факс, о-о-о-очень длинный, где подробно объяснялось, почему стоит прокатиться! Дэвид Эллефсон: Боже, благослови Alice In Chains, они реально были лишними на этом празднике. Гастролируя по Европе в начале 1991-го, мы были в Volkhaus, Цюрихе, где увидели The Almighty, и мы с Марти Фридманом, гитаристом увидели в расписании название Alice In Chains (Алиса в цепях) и подумали: «Что за нелепое название? Что это еще за шуты?», решили, что это какая-то местная банда. И мы всей группой Megadeth решили подняться и посмотреть, и просто ОХРЕНЕЛИ! Тут же позвонили Рону и сказали, что надо брать эту банду с собой в тур. Керри Кинг: Поначалу мне это жутко не нравилось! У них только и была, что песня про «Чувака в ящике» (Man In The Box), и меня от нее тошнило. Больше я ничего про них и не знал, потому что по MTV постоянно крутили только этот клип. Но мы посмотрели их живьем, зависли с ними и заценили выступления остальных групп. Лейн Стейли был, наверное, лучшим певцом нашего поколения – суперзвездой с голосищем, которым обладают единицы! Дэвид Эллефсон: Мы-то знали, что фанаты трэша не признают ничего другого. Если не играешь трэш – ПИЗДУЙ ОТСЮДА! Но после «Битвы титанов» Alice In Chains сыграли с Van Halen и стали суперзвездами, поэтому и такое бывает! Меня всегда поражала их трудовая этика, они не боялись прыгнуть в траншеи и принять на себя удар – бесстрашные парни! Продолжение следует... Материал и перевод: Станислав "ThRaSheR" Ткачук #ClashOfTheTitans #Metbash #KerryKing #DavidEllefson #ScottIan #ChuckBilly #MetalHammer

Теги других блогов: музыка трэш Metal Hammer